Blog_ru

Кимчи, инновации и экспорт

Ликбез Из опыта
Сегодня у меня не совсем обычная статья, я буду писать статью про свою статью. В рамках кандидатской программы мне необходимо опубликовать ряд крайне умных материалов в очень научных журналах. Чем я и занимаюсь в свободное от экспортной жизни время. Совсем недавно вышла моя статья про систему поддержки экспорта в Южной Корее. Если вы плохо засыпаете, то чтение этих материалов на ночь поможет решить эту проблему, нужно просто перейти по ссылке. Но я бы хотел поделиться основными мыслями и идеями наработанного материала, так как считаю, что нам есть чему поучиться. Плюс ко всему, когда я общаюсь с клиентами, часто слышу сожаления по поводу того, что у нас система поддержки экспорта хуже, а у них точно лучше. Ответ и на этот вопрос я нашел. 

С Южной Кореей меня много что связывает: это была моя первая заграница, где я провел пару прекрасных лет, я туда регулярно с радостью приезжаю, и у меня там есть друзья и партнеры, которых я знаю 20 лет. 

Страна, наравне с Сингапуром, Гонконгом и Тайванем, вошла в четверку «азиатских тигров», которые за короткий срок сотворили экономическое чудо. Республике Корея за последние 60 лет удалось из развивающейся сельскохозяйственной страны превратиться в одного из мировых лидеров по уровню ВВП, что, в первую очередь, обусловлено наращиванием объема экспорта, благодаря выстроенной государственной системе поддержки (это я уже начал цитировать свою статью). В результате, данные меры позволили увеличить ВВП на душу населения страны со $100 в 1960 гг. до $14 000 в 2000 гг. и до $40 000 в 2018 году (опять цитата). 

Имея за плечами значительный опыт работы в российской системе поддержки экспорта, я, естественно, начал проводить параллели и сравнивать, что и как делается у них и у нас. Я пришел к выводу, что сегодня в странах реализуются схожие инструменты поддержки экспорта и работает схожая инфраструктура поддержки. Однако есть ряд нюансов, про которые хочу рассказать:
1)    Корейской системе поддержки экспорта уже 60 лет, российской - еще нет 10 (если принимать во внимание первые релевантные нормативные документы, а если принимать во внимание дату создания РЭЦ, получится меньше). 
2)    Есть ряд инструментов, которые мы пока не взяли на вооружение, но, возможно, стоит это сделать. 

Что это за инструменты?


1.     В Южной Корее активно используется опыт и возможности профессиональных экспортеров. Правительство впервые начало привлекать таких экспертов (общие торговые компании) в 1960-х годах, их цель – помочь малым и средним компаниям наладить экспорт. Со временем общие торговые компании эволюционировали в сертифицированные торговые компании и стали участниками новых программ Certified Trading Company и Global Market Developer. 

2.     С точки зрения развития компетенций промышленных компаний и повышения их производительности труда в Республике Корея реализуется программа «Глобальное партнёрство», которая позволяет участвовать малым и средним компаниям в глобальных цепочках поставок мировых лидеров.       

3.     Для формирования промышленного экспортного потенциала Правительство Южной Кореи определило 8 отраслей – "двигателей роста": электромобили, аэрокосмическая отрасль, робототехника, электроника, полупроводниковые компоненты, возобновляемая энергетика, новые конструкционные материалы и биотехнологии. Ожидается, что именно эти отрасли станут флагманами страны в будущем.

4.     В Южной Корее есть интересные подходы поддержки биофармацевтики. Правительство страны запустило реформу нормативно-правовой базы в этом секторе. К примеру, расширили доступ для международных экспертов к отрасли. И это помогает упростить процедуру согласования на соответствие международным стандартам. Также в Корее действует программа по упрощенному лицензированию южнокорейских лекарственных средств. В рамках межправительственных соглашений, на сегодняшний день, упрощенный режим сотрудничества реализуется с Эквадором, Перу, Узбекистаном и Мексикой.

5.     В Республике Корея запущен сервис по международной сертификации OSCA. Сервис предоставляет сертификационную инфраструктуру для малых и средних компаний и позволяет получить субсидии, покрывающие затраты на сертификацию (в России это уже начало работать в определенной форме, но нам есть к чему стремиться).

6.     Экспорт услуг. В Южной Корее реализуется программа по привлечению туристов из стран Юго-Восточной Азии для кратковременных поездок на выходные. Помимо этого, для удобства туристов запущена система мгновенного возврата НДС с покупок на сумму до $200.

Итак, что мы имеем в итоге? 


1)    Южная Корея – это не только кимчи, но и мощный экспортер инновационной продукции.
2)    Корейской системе поддержки экспорта уже 60 лет, а мы еще юны, но продвигаемся семимильными шагами. 
3)    Нам есть чему учиться, и что взять на вооружение.

Улыбаемя, учимся говорить «кимчи» (так часто корейцы говорят вместо английского «cheese», когда делают групповое фото) и продолжаем экспортировать!