Blog_ru

Торговые дома Японии

Ликбез Из опыта
Сегодня я хотел бы рассказать немного про одну из своих самых любимых стран, с которой меня много что связывает, - Японию. Однако я хочу не просто рассказать про нее с точки зрения туризма (для этого есть специально обученные блоггеры), а про уникальное явление японского бизнеса - торговые дома, которые сформировали современный экономический облик Страны восходящего солнца. 

Про большинство этих торговых домов вы, скорее всего, никогда не слышали. Но если  вы сидите за рулем японского автомобиля, например, «Митсубиси» или «Тойота» или держите в руке кружку или банку пива «Асахи» или «Кирин», то знайте, что эти торговые марки и много что еще прямо или косвенно имеют отношение к торговым домам, о которых пойдет речь.

Прежде чем я начну погружаться в историю и специфику торговых компаний, сделаю небольшое отступление. Дело в том, что Страна восходящего солнца на протяжении долгого времени была закрытой. Поэтому система международной торговли сформировалась таким образом, что попасть на рынок Японии без торговых посредников практически невозможно. Исторически роль таких посредников выполняли и продолжают выполняют специальные торговые дома, и имя им сого сёся.

Итак, начнем.

1.     Что означает «сого сёся»? 
総合商社 в переводе с японского означает «всеобъемлющие торговые дома». Если углубиться в значение каждого иероглифа (кандзи), то первый - «со 総» означает «общий», второй кандзи «го 合» - «объединять», третий - «сё 商» означает «бизнес» или «коммерция», и, наконец, четвертый «ся 社» имеет значения «организация» или «компания». В итоге мы получаем не просто торговые дома, а диверсифицированные торговые конгломераты (что по смыслу будет более правильным переводом).

2.     Кто эти супер-герои? 
Сегодня существуют 7 сого сёся: 
1.     Митсубиси
Уверен, что знакомое название. У них еще 8 бизнес направлений, включая информационные технологии, нефтегаз и розничную торговлю.
2.     Митсуи
Слышите впервые? Они инвестировали в нефтегазовые проекты на Сахалине и имеют отношение к компании Sony.
3.     Иточу
Слышите впервые? Им, помимо прочего, принадлежит вторая крупнейшая сеть супермаркетов в Японии - FamilyMart, а еще весь азиатский бизнес крупнейшего производителя фруктов и овощей Dole Food Company.
4.     Сумитомо
Слышите впервые? Они, помимо прочего, активно инвестируют в месторождение никеля на Мадагаскаре, покупают пиломатериалы на Дальнем Востоке и в Сибири, а еще производят аниме.
5.     Марубени
Слышите впервые? Они, помимо прочего, инвестируют в добычу в железной руды в Австралии, торгуют самолетами и запчастями для автопрома.
6.     Тойота Тсусё
Первое слово точно должны знать. Помимо автопрома, компания активно инвестирует в сектор продуктов питания по всеми миру и успешно торгует этими самыми продуктами питания.
7.     Соджитц
Опять слышите впервые? Они, помимо прочего, тоже торгуют самолетами, тоже инвестируют в нефтегаз и аниме (немного странная комбинация).

3.     Как давно они существуют? 
Вопрос неоднозначный. В их текущем виде они начали формироваться после Второй мировой войны, но некоторые из них, например, Митсубиси и Митсуи ведут свою историю с конца 19 века. 

4.     Чем японские торговые дома отличаются от крупных оптовых компаний? 
1)     Это не просто торговые компании, а, как мы с вами выяснили в процессе этимологического анализа, диверсифицированные торговые конгломераты с разветвленной сетью в стране и за рубежом (офисы в 26 городах Японии и 226 городах по всему миру). 
2)     У сого сёся нет узкой специализации, и торгуют они много чем (начиная с пива и заканчивая пиломатериалами) - они ОЧЕНЬ диверсифицированные. 
3)     Они не просто торгуют (хотя начинали именно с этого), но и активно и значительно инвестируют (см. примеры выше) в различные отрасли, например, в автомобильную промышленность, и крупные проекты, например, строительство аэропортов. 

5.     Какая роль торговых домов в экономике Японии? 
ОЧЕНЬ большая! Данные разнятся год от года, например, в 2017 году на «великолепную семерку» приходилась одна треть японского импорта и 20% экспорта, а общий объем продаж формировал 15% ВВП Японии! Это мелочи по сравнению с 1980-и годами, когда экономика страны была 2 в мире, а на сого сёся приходилось 65% импорта, 50% экспорта и 30% ВВП. Несмотря на снижение показателей влияние на экономику Страны восходящего солнца торговые дома сохранили.

Итак, что имеем в итоге? 
1.     Япония - очень крутая страна и входит в тройку крупнейших экономик мира. 
2.     Пить за рулем нельзя, даже если это японский автомобиль и японское пиво. 
3.     Сого сёся играют важнейшую роль в экономической жизни Японии, а в экспорте и импорте без них никак.

Учимся кланяться по-японски, заучиваем все названия сого сёся и продолжаем экспортировать! 

P.S.
Помимо сого сёся в Японии существуют менее крупные торговые компании, которые занимаются экспортными и импортными операциями. Во время своей жизни и учебы в Японии у меня была уникальная возможность пройти стажировку в одной из таких компаний. Уже прошло больше шести лет, но мы до сих поддерживаем не только деловые, но и дружеские отношения. За что я им благодарен!