Blog_ru

Система поддержки экспорта в Республике Корея

Проекты Ликбез
Несколько недель назад была опубликована моя статья про государственную систему поддержку экспорта в Республике Корея. Вкратце я уже рассказывал про мое исследование. Мы с командой подумали и решили, что инфогид по Южной Корее - это отлично, но есть смысл разместить полный текст материалов о системе господдержки в Республике Корея. Уверены, наработанные материалы будут полезны и позволят вам расширить горизонты. 

Поддержка и развитие внешней торговли является приоритетом каждого государства, поэтому в современном мире правительства стран формируют собственную систему стимулирования национального экспорта. Основы данного подхода лежат в возможности наращивания экономического потенциала на уровне макроэкономики, включая снижение инфляции и рост ВВП страны за счет валютных поступлений и стимулирования производства товаров и услуг. На микроэкономическом уровне экономические агенты при выходе за пределы сложившейся конъюнктуры внутреннего рынка вынуждены конкурировать с отраслевыми лидерами. В результате возникает необходимость увеличения производительности труда, разработки НИОКР или привлечения технологий. Подобные мероприятия содействуют развитию национальной экономики.

Классическими примерами быстрого экономического роста за счет экспорта являются четыре "азиатских тигра" – Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань. По мнению экспертов, наиболее примечательным является опыт Республики Корея, который имеет большое практическое значение. Республике Корея за последние 60 лет удалось из развивающейся сельскохозяйственной страны превратиться в одного из мировых лидеров по уровню ВВП, что, в первую очередь, обусловлено наращиванием объемов экспорта, благодаря выстроенной государственной системе поддержки. Практики, использованные для модернизации национальной экономики и развития экспортного потенциала Республики Корея, наравне с подходами, применяемыми в США и Японии, послужили примером для Китайской Народной Республики – безусловного современного экономического лидера, и могут быть использованы для Российской Федерации.
Целью данной статьи является обзор экспортного потенциала Республики Корея, этапов становления системы поддержки внешней торговли в стране и достигнутых результатов, анализ  опыта использовании внешнеэкономических отношений для развития экономики.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ 


С начала реализации Первого пятилетнего экономического плана (1961-1966 гг.) валовой внутренний продукт Республики Корея стабильно формируется в основном за счёт экспорта. По состоянию на 2019 год ВВП страны составил 1,63 трлн. долл. США. При этом положительное сальдо внешнеторгового баланса Республики Корея в 2019 году составило 38,88 млрд. долл. США, соответственно объем экспорта в 2019 году был равен 542,23 млрд. долл. США и импорта - 503,34 млрд. долл. США. В ретроспективе показатели экспорта составляли лишь 32,82 млн. долларов США в 1960 году, но уже в 1970 г. - 835,18 млн. долларов США, в 1980 году – 17,50 млрд. долларов США, а в 2000 г. объем экспорта составил 172,26 млрд. долларов США. Более наглядно динамика роста объема экспорта и импорта продукции Республики Корея представлена на рисунке. 


Рисунок – Динамика  экспорта и импорта Республики Корея в период с 1960 по 2019 гг.

Источник: составлено автором по URL: http://www.kita.org/kStat/overviewBalanceOfTrade.do


Согласно исследованиям Всемирного Банка, государство входит в десятку стран с наибольшими показателями по объему экспорта товаров и услуг. В 2019 году, по данным ITC, Республика Корея заняла 7 место в мире по экспорту товаров, что составило 2,9 % от общемирового объема экспортируемой продукции. 

Важным элементом во внешнеэкономической деятельности является диверсификация экспортных позиций. Это формирует более стабильные источники пополнения бюджета государства и минимизирует риски. Данные риски могут включать в себя зависимость от моноэкспорта, способного оказать негативное влияние на национальную экономику, в случае, например, резкого снижения цен на нефть. Так, по информации Корейской ассоциации внешней торговли, в 2017 году 46 позиций южнокорейского экспорта заняли первое место по доле в своем сегменте в разрезе мировых показателей.

По итогам 2019 года, экспорт Республики Корея формировался в первую очередь за счёт поставок продукции машиностроения, автомобилестроения, нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии, продукция электронной и электротехнической отраслей (полупроводники, компьютеры и комплектующие к ним и т.д.), судостроения. Товарная структура экспорта Республики Корея, представленная в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1 – Товарная структура экспорта Республики Корея в 2019 году, основные товарные позиции, млн. долларов США

Источник: составлено автором по URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do

В страновой структуре внешней торговли Южной Кореи ведущее место занимает Китай, как крупнейший экономический партнер страны. Также крупными торговыми партнерами страны в 2019 году были США, Вьетнам, Япония и Индия. Более подробно объемы торговли с основными внешнеторговыми партнерами Республики Корея представлены в таблице 2. 

ТАБЛИЦА 2 – Географическая структура экспорта Республики Корея в 2019 году, млн. долларов США

Источник: составлено автором по URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do 

Товарная и географическая диверсификация экспортных позиций позволяют Республике Корея стабильно наращивать общие экспортные объемы и сохранять высокие показатели профицита внешней торговли.

РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ


После прихода в 1961 к власти генерала Пак Чхонхи правительство страны предприняло ряд действенных шагов с целью раскрытия своего экспортного потенциала. В результате данные меры позволили увеличить ВВП на душу населения страны со 100 долларов США в 1960 гг. до 14 000 долларов США в 2000 гг. и до 40 000 долларов США в 2018 году. Экономические достижения реформ, осуществленных в период управления страной президентом Паком, признаются многими исследователями и практиками. Его заслуги в развитии и становлении национальной экономики получили также признание многих глав государств, которые осуществляли хозяйственные реформы, включая «отца экономического чуда Сингапура» Ли Куан Юна.

На первом этапе этих реформ, начиная с 1961 года, в рамках Первого пятилетнего экономического плана были разработаны директивы, которые помогли сформировать очертание будущего экспортного успеха страны. Правительство Республики Корея  приняло стратегию развития экспортной деятельности, в рамках которой были внедрены механизмы поддержки и продвижения экспортной деятельности, а также установлены целевые показатели эффективности. В 1962 году было создано национальное Агентство по продвижению внешней торговли и привлечению инвестиций – КОТРА, что позволило получать оперативную информацию о внешних рынках и возможностях для южнокорейских экспортёров, а также оказывать адресную поддержку малым и средним компаниям. С целью усиления национальной поддержки экспорта в 1964 году была создана Корейская ассоциация внешней торговли КИТА, которая стала выполнять не только функцию трейдера, но и выступать в качестве дополнительного инструмента продвижения экспорта. 

Важнейшей составляющей второго этап реформ стало формирование чеболей, которые сыграли особую роль в развитии экспортного потенциала. Эти южнокорейские конгломераты, созданные при активной поддержке государства, стали столпами внешнеэкономического развития национальной экономики. Так, в 1969 г. был принят "Акт по содействию электронной промышленности", который открыл конгломератам доступ к внешнему капиталу и внутренним займам, а также предоставил льготное налогообложение и приоритет в развитии инфраструктурных проектов. Помимо реализации инфраструктурных проектов и развития капиталоемких секторов экономики на чеболи была возложены задачи "общих торговых компаний", которые выполняли функции торгового агента для малых и средних компаний страны при работе на внешних рынках. Идея была заимствована у Японии, где торговые компании (сого-сёся) показали свою эффективность в развитии экспорта и адаптирована для условий развития корейской экономики.  

Следующий этап формирования эффективной государственной системы поддержки экспорта был осуществлен в начале 1990-х годов, когда были созданы новые элементы инфраструктуры поддержки экспорта. Она включила Корейскую корпорацию торгового страхования (Korea Trade Insurance Corporation – K-SURE). Кроме того, Экспортно-импортный банк Кореи (Export-Import Bank of Korea – KEXIM), функционирующий с 1978 года, осуществил открытие 9 представительств в странах ЮВА, Латинской Америке, а также в Лондоне, Москве и Вашингтоне.  Эти нововведения позволили запустить систему гарантирования экспортных кредитов и финансирования импортёров в целевых странах. В результате в 1995 году экспорт Республики Корея превысил отметку в 100 млрд. долларов США.

В 2000-х годах основными особенностями системы стала реализация общей маркетинговой поддержки для сегмента МСП (малого и среднего предпринимательства). Ключевыми элементами этой программы стали: усиление финансовой поддержки экспорта, внедрение системы международной сертификации продукции, а также активная консультационная поддержка экспортно-ориентированных МСП страны. В результате  по итогам 2008 года экспорт Южной Кореи составил более 400 млрд. долларов США.
Новый этап эволюции государственной системы стимулирования внешней торговли начался в 2010-х годах. Его особенностью стала дальнейшая концентрация поддержки малых и средних предприятий, обеспечившая доступ их продукции на развивающиеся рынки. Инициативы, которые начали реализовываться в этот период, включили: поддержку онлайн-экспорта (электронной коммерции), поддержку участия МСП в сегменте аутсорсинга транснациональных корпораций, систему сертифицированной торговой компании, внедрение программы Global Market Developer (GMD) в качестве платформы для экспорта малого и среднего бизнеса, а также отдельные инициативы для стимулирования экспорта продукции сельского хозяйства.

После инаугурации в 2017 году действующего президента Республики Корея Мун Чжэ Ина правительство страны продолжило развитие сформированной системы стимулирования экспорта. В частности, отраслевой акцент был смещён на "промышленность будущего". Она включает в себя следующие "двигатели роста": электромобили, аэрокосмическую отрасль, робототехнику, электронику, полупроводниковые компоненты, возобновляемую энергетику, новые конструкционные материалы и биотехнологии. Данные 8 отраслей за последние несколько лет значительно "насытили" экспортную структуру Южной Кореи, и ожидается, что именно они станут промышленными флагманами страны в обозримом будущем. 

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА  ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ


Современная система поддержки экспорта Республики Корея охватывает все сферы деятельности экономических агентов, предлагая финансовые и нефинансовые меры поддержки.

В настоящее время – период глобализации экономики - особую роль в каждом государстве играют специализированные агентства по развитию и продвижению экспорта, оказывающие нефинансовые меры поддержки. Впервые такая структура, которая способствовала выходу местных компаний на международные рынки, возникла более 100 лет назад в 1919 году в Финляндии. С того момента, системы поддержки экспорта сильно изменились, однако агентства по продвижению экспорта являются важным элементом всех национальных экономических систем. 

В развитии экспорта Южной Кореи важное место занимает агентство КОТРА, которая была создана в 1962 году Правительством Республики Корея.  Стратегические цели КОТРА – расширение инфраструктуры поддержки МСП; укрепление торговых и инвестиционных услуг; создание новых рынков устойчивого развития; содействие творческой и сильной организации.

В зависимости от этапа развития компании, КОТРА предлагает бизнесу различные формы поддержки и инструменты: участие в выставках, ярмарках, бизнес-миссиях, продвижение компании за рубежом, защита интеллектуальной собственности, помощь в развитии дистрибуции и сети распределения, помощь в открытии зарубежных филиалов, подготовка маркетинговых исследований, оказание консалтинговых услуг, обучение специалистов и привлечение международных экспертов 

Задачи, которые стоят перед агентством, включают ряд важных направлений: 

- поддержку глобализации МСП; 
- укрепление информационного центра на мировом рынке;
- улучшение системы обслуживания клиентов;
- усиление маркетинга, ориентированного на повышение производительности:
- модернизацию инвестиционно-рекламного бизнеса;
- нацеливание на новые стратегические рынки и ряд других.

Агентство имеет разветвленную сеть внутри страны и за рубежом - на данный момент создано порядка 128 центров, функционирующих в 83 странах мира, что позволяет реализовывать агрессивную политику продвижения национального экспорта на зарубежных рынках. 

Большое внимание со стороны правительства уделяется поддержке инновационного экспорта. Так, в 2013 году была запущена программа "Креативная экономика", в рамках которой чеболи снова сыграли ключевую роль - каждый конгломерат определил для себя приоритетные отрасли и отвечает за развитие технопарков и инновационных кластеров по направлениям. В данный список вошли 10 ведущих компаний: Samsung, Hyundai, SK, Posco, Han Wha, LG, KEPCO, Lotte и S-Oil. По состоянию на сегодняшний день центры креативной экономики позволили начать реализацию более 2500 новых бизнес-проектов общим объёмом инвестиций, превышающим 1,8 млрд долл. США.

В рамках поддержки сферы IT-технологий Министерством науки и  информационных технологий планирует в течение пяти лет инвестировать примерно 8,17 млрд. долл. США. В рамках инфраструктуры поддержки активно функционируют профильные институты, целью которых является ориентирование исследований в IT-отрасли в формате тесного сотрудничества государственных и частных учреждений, подготовка профессиональных кадров для отрасли. В результате такой деятельности Республика Корея в 2017 году заняла 3-е место в мире по объему экспорта информационно-коммуникационных технологий и продукции, который составил 175,6 млрд. долл. США, а объемы производства в отрасли увеличились в годовом исчислении на 8,7%.

В результате реализуемых мер в 2019 году страна заняла второе место в мире среди 60-ти наиболее развитых инновационных стран по рейтингу Bloomberg Innovation Index и стабильно демонстрирует высокие показатели по количеству регистраций патентов.

Отдельного внимания заслуживает поддержка малого и среднего бизнеса, которому уделяется особое внимание в стране. Так, выступая на церемонии по случаю Дня торговли 5 декабря 2017 года, действующий Президент Мун Чжэ Ин отметил, что на малый и средний бизнес приходится 99% всех компаний страны, а также 88% создаваемых рабочих мест. Система стимулирования экспорта малых и средних предприятий Республики Корея осуществляется на разных уровнях следующими организациями: Министерством по делам малого и среднего бизнеса и стартапов (Ministry of SME and Startups), Корейским агентством по продвижению внешней торговли и привлечению инвестиций, Корпорацией малого и среднего бизнеса Республики Корея (Small and Medium Business Corporation). При этом, каждый объект инфраструктуры реализует взаимодополняемые инструменты поддержки, что позволяет комплексно развивать экспортный потенциал малых и средних предприятий (МСП).

В рамках системы поддержки экспорта Министерство по делам МСП и стартапов с 2016 года реализует программу Global Market Developer (GMD), направленную на освоение зарубежных рынков. Проект поддерживает весь процесс выхода компании на внешние рынки, начиная с исследования зарубежных рынков, поиска покупателей, участия в зарубежных выставках, консультаций по вопросам экспорта, заканчивая производством рекламных материалов, таких как мировые брендбуки и каталоги. Ключевую роль в данной программе играет опытная компания-экспортёр, которая специализируется на оказании помощи МСП и венчурным компаниям: интегрирует и поддерживает весь процесс экспорта, анализируя перспективные каналы сбыта для входа на рынок, таможенного оформления, доставки и управления после продажи на новых рынках. По итогам консультационных сессий компания отбирает перспективные МСП и, используя свой опыт и ноу-хау на рынках, которые сложны для самостоятельного выхода, например, рынки стран АСЕАН, Латинской Америки, Ближнего Востоке, а также рынки электронной коммерции и международных закупок, помогает реализовывать им экспортный потенциал.

В 2014 году была запущена новая программа для поддержки МСП – Certified Trading Company, которая реализует KOTRA совместно с Министерством торговли, промышленности и энергетики (MOVIE), KITA и K-SURE. Как и в случае с программой Global Market Developer ключевую роль играет опытная компания экспортёр - сертифицированная торговая компания, которая выполняет функцию "торгового дома" для МСП и может использовать различные государственные льготы. По итогам реализации данной программы через сертифицированные торговые компании в 2017 году было реализовано товаров на сумму более 7 млрд. долларов США. В 2018 году 240 специализированных торговых фирм поддержали экспортные проекты компаний малого и среднего бизнеса.

Еще одним инструментом поддержки МСП, реализуемым КОТРА является программа "Глобальное партнерство", нацеленной на стимулирование участия компаний в глобальных цепочках поставок. В рамках данной инициативы KOTRA совместно с партнерскими организациями создали платформу "Глобальное партнерство", которая позволяется предоставлять различные услуги МСП для участия в глобальной производственной системе компаний, входящий в индекс Fortune Global 500, или крупных компаний с годовым доходом более 100 млн. долл. США. С 2014 года данная программа работает в секторах аэрокосмической промышленности, энергетики, высокоточных инструментов, медицинских устройств и IT. В результате реализация программы обеспечила доступ МСП к каналам поставок ведущих мировых производителей автомобилей Ford, Nissan, PSA, Volvo, и GM. Также были запущены совместные исследования с ThyssenKrupp. Малые компании включились в процесс разработок новых материалов для Boeing. 

Роль Корпорации малого и среднего бизнеса в государственной системе стимулирования экспорта является второстепенной, но важной с точки зрения общей системы поддержки МСП. Корпорация реализует государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса через механизм целевых программ, которые включают в себя: программное кредитование, консультирование, обучение, международное сотрудничество и маркетинговую поддержку.

Особого внимания заслуживают отдельные системные инициативы, которые охватывают специализированные направления хозяйственной деятельности, и могут быть применимы к широкому спектру отраслей. В последние годы Правительство Республики Корея подписало более пятидесяти соглашений о свободной торговле (ССТ), включая страны АСЕАН и БРИКС. Проводится активная работа по подписанию ССТ с Евразийским экономическим союзом и странами Латинской Америки (МЕРКОСУР). 

Например, благодаря подписанному в 2014 году соглашению о свободной торговле с Китайской Народной Республикой, удалось придать дополнительный импульс стагнирующему сельскому хозяйству и начать стабильные поставки южнокорейской продукции фермерства и переработанных продуктов в крупные супермаркеты и интернет-магазины. В разрезе поддержки сельскохозяйственного сектора интересным представляется  проект Miracle K-FOOD, который с 2016 года запустило Министерство сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (MAFRA) и Корейская агропромышленная и продовольственная торговая компания (aT). Суть проекта заключается в поиске и поддержке перспективных сельскохозяйственных экспортных товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. По состоянию на май 2018 года, 21 продукт был выбран в качестве товаров для проекта Miracle K-Food. Примером может служить зеленый перец, полезный для людей страдающих сахарным диабетом. Этот продукт доказал свою эффективность при реализации на японском рынке. Рекомендуемые товары выбираются Комитетом по отбору после инспекции на месте по следующим критериям: доля внутреннего сырья; дифференцирующая функция элементов, ожидаемый спрос от страны-импортера.

Важное значение для успешной реализации данных проектов имеют меры финансовой поддержки, которые реализуются Экспортно-импортным банком Кореи (KEXIM),  специализирующимся на предоставлении услуг по экспортному кредитованию и предоставлении гарантий по экспортным кредитам, а также Корейской корпорацией торгового страхования (K-SURE), осуществляющей страхование экспортных кредитов и сделок. 

В целом, следует признать, что, начиная с 1960-х годов, в Республике Корея успешно реализуется национальная система поддержки экспорта, которая, благодаря активной роли государства, оказывает эффективную помощь экономическим агентам в продвижении на международные рынки.       

Анализ существующей системы поддержки экспортного ориентированного бизнеса в Республике Корея показал, что сегодня в стране  устойчиво функционируют соответствующие субъекты инфраструктуры и принимаются релевантные политико-экономические решения на уровне правительства страны. При этом важно, что система государственного стимулирования эффективно эволюционирует и способна представлять новый актуальный инструментарий  в зависимости от изменений конъюнктуры на мировых рынках, отраслевой специфики и размера бизнеса. Показательно, что согласно мировому рейтингу развития экономики  Doing Business, составляемому Всемирным банком, в 2019 году Республика Корея заняла 5 место, набрав 84,07 пункта (из 100 возможных). Данный индекс включает в себя набор показателей, которые отражают ситуацию, связанную с условиями ведения бизнеса, включая международную торговлю.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК В РОССИИ 


По мнению автора, наработанный успешный опыт Южный Кореи в стимулировании внешней торговли возможно с пользой использовать в Российской Федерации, что позволит качественно и количественно нарастить экспортный потенциал экономических агентов страны. В частности, институциональные заимствования могут включать следующие позиции: 
            1. Для комплексной организации экспорта возможно использование практики привлечения профессиональных торговых компаний (торговых домов). В Республике Корея такие компании начали привлекаться еще в 1960-х годах (общие торговые компании), которые затем эволюционировали в сертифицированные торговые компании в программах Certified Trading Company и Global Market Developer.  
            2. С точки зрения развития компетенций промышленных компаний и повышения их производительности труда возможно использование опыты Республики Корея в реализации программы "Глобальное партнёрство", рассмотренной в данной статье, которое позволяет участвовать МСП в глобальных цепочках поставок мировых лидеров.    
            3. Для формирования промышленного экспортного потенциала возможно провести ревизию поддерживаемых отраслей и выделить перспективные "направления будущего" для целенаправленного стимулирования.
            4. В Российской Федерации запущены инструменты, направленные на упрощение доступа МСП к международной сертификации и стандартизации. В этой части опыт Южной Кореи имеет большую ценность. В Республике Корея запущен и эффективно функционирует сервис по международной сертификации OSCA, который предоставляет сертификационную инфраструктуру для малых и средних и позволяет получить необходимые субсидии, покрывающие затраты на сертификацию.
            6. В разрезе экспорта услуг возможно использовать опыт Южной Кореи в сфере въездного туризма. Так, в стране реализуется программа по привлечению туристов из Юго-Восточной Азии для кратковременных поездок на выходные. Помимо этого, была запущен система мгновенного возврата НДС  для туристов с покупок в Республике Корея на сумму до 200 долл. США.

Республика Корея является одним из безусловных лидеров по экономическому развитию в мире. Такой успех был обеспечен в первую очередь экспортной направленностью страны и соответствующими этому направлению развития взвешенными политико-экономическим решения правительства. Истории экспортного успеха варьируются от малых и средних компаний до таких мировых лидеров ка Samsung, LG, Lotte. Наработанный  передовой опыт внешнеэкономической политики Южной Кореи имеет практическое значение для Российской Федерации и может быть использовать в качестве лучших мировых практик при разработке и совершенствования национальной системы поддержки экспорта. 


PS
Для тех, кто дочитал статью до конца, хочу сказать, что сейчас идет работа над такой же статьей, но уже про Японию.