Blog_ru

М. Портер и международная торговля (Часть 1)

Книги
Всем привет!

Уверен, что все, кто изучил вопросы экономики или бизнеса слышал имя Майкла Портера. Он – автор книг, включая «Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость». Я читал его книги и до определенного момента думал, что его книги связаны только с бизнесом, и не знал, что его теории могут распространяться на макроэкономику. Так я открыл для себя Майкла Портера с новой стороны и хочу поделиться своими мыслями относительно его книги. На эту тему у меня получилось что-то вроде триптиха, если это слово применимо к данной форме творчества. 

Часть 1. 

Книга называется «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран». 

Мои рассуждения продолжают начатые ранее размышления по поводу базовых теорий макроэкономики. Напомню, сначала был  Смит, потом был Рикардо, потом были Хекшер и Олин и уверен, что был кто-то еще. 

Для меня всегда оставалось загадкой, почему многие экономисты (макроэкономисты) опускают важность отдельных фирм в экономическом могуществе страны и ее конкуренции на внешних рынках. И вот Майкл Портер предложил альтернативный взгляд и описал как страны могут конкурировать на внешних рынках с учетом роли отдельных компаний. 

Майкл Портер графически сформировал свою концепцию в форме ромба, который состоит из следующих опорных точек: 
- факторные условия, 
- родственные и поддерживающие отрасли, 
- условия внутреннего спроса, 
- стратегия, структура фирм и внутриотраслевая конкуренция. 
Все эти точки погружены еще в две системы: роль случая и роль государства. 

А теперь подробнее по каждому элементу. 

Факторные условия представляю собой уже знакомые нам факторы: труд, земля и капитал. К этим факторам Портер добавляет НИОКР и инфраструктуру. 
Важно добавить несколько моментов, чтобы раскрыть идею Портера: 
1.     Сами факторы не наследуются, а создаются. 
Идея конкурентоспособности определяется не наличием того или иного фактора, а эффективностью его использования. 
2.     Портер классифицирует факторы в нескольких плоскостях.
Он разбивает факторы на базисные и развитые, общие и специализированные. 

Базисные факторы – это то, что страна имеет по умолчанию (природные ресурсы, например) или то, что она может быстро создать (полуквалифицированная/низкоквалифицированная рабочая сила, заемный капитал). 
Развитые факторы предполагают значительные ресурсные вложения. Например, высококвалифицированные кадры, продвинутые технологии. 
При этом базисные факторы не обеспечивают долгосрочного стратегического преимущества, а развитые обеспечивают. Поэтому базисные факторы важны для начального этапа, как некая платформа для развитых факторов. 

Что касается общих и специализированных факторов.
Общие факторы могут быть использованы во всех отраслях, специализированные только в узких. Примером общих факторов могут быть персонал с высшим образованием, транспортная инфраструктура. 
Вместе с тем конкурентное преимущество формируется за счет специализированных факторов, которые сложно скопировать иностранным конкурентам. К примеру, персонал с нишевой специализацией, уникальная инфраструктура. Они – основа для долгосрочного конкурентного преимущества вместе с развитыми факторами. 

Нюанс. 
Все эти факторы должны постоянно обновляться и совершенствоваться. Если этого не предпринимать, что они превратятся в тыкву и станут базовыми. 

Плюс, по мнению Портера, дефицит отдельных факторов не приговор и может быть трансформирован в преимущество. 
Например, нехватка определенных ресурсов может стать стимулом для развития новых ресурсосберегающих технологий, что станет основой для конкурентного преимущества. 

Продолжение следует.