Blog_ru

Цепочки создания стоимости (GVC)

Ликбез

В одной из предыдущих статей мы писали как COVID-19 повлиял на автомобильную промышленность Южной Кореи. Продолжая развивать эту тему, мы нашли еще несколько примеров того, как вирус негативно сказался на автопроме в Северо-Восточной Азии. 


В еще одном корейском примере компания SsangYong Motor приостановила свое производство из-за нехватки компонентов электропроводки, которые она не получила с заводов китайского партнера в городе Яньтай, провинция Шаньдун. Нехватка запчастей из Китая также вынудила Nissan Motor временно остановить производственные мощности в Японии. Сектор оптики тоже оказался уязвим в период пандемии. Например, в китайской провинции Хубэй расположены высокотехнологичные производства по изготовлению микрочипов и волоконно-оптических компонентов: в связи с приостановкой работы заводов в регионе мировые поставки смартфонов могут быть снижены на 10%.


Уверен, что таких примеров по всему миру можно набрать множество. А теперь вопрос: почему компании в одних странах так зависят от поставок от компаний из других стран? И, еще вопрос, почему бы не запустить полный производственный цикл в стране и не быть зависимым от различных бед, подобных короне? 


Ответы на эти вопросы предлагаю ниже. 


1.              Отвечая на 2й вопрос, каждая страна обладает теми или иными преимуществами, которые определяют стоимость готовой продукции. 

Про все виды преимуществ мы уже писали. Но, как говорится, repetitio est mater studiorum, поэтому давайте вспомним их еще раз:  абсолютные, относительные, а также преимущества, выражаемые через факторы производства

Кому-то выгоднее производить электропроводку, а кому-то собирать автомобили. 

2.              Текущая схема международной торговли, основываясь на предыдущем ответе, выстраивается с учетом глобальных цепочек поставок (Global Value Chains).  

Такие цепочки, представляет собой полный набор действий, которые фирмы и сотрудники этих фирм выполняют для доведения продукта от его концепции до конечного использования. И развитые, и развивающиеся страны принимают участие в глобальный цепочках создания стоимости, с учетом их конкурентных преимуществ.

Такой вид международного сотрудничества стал мощным источником  повышения эффективности и конкурентоспособности фирм (по крайней мере, это было до COVID-19). Какая схема сотрудничества будет теперь покажет время. Но уже ясно, что цепочки претерпят изменения и будут носить более региональный характер. 


Берегите себя и продолжайте экспортировать!